Главная » Статьи » Раскрытие информации » Информация подлежащая раскрытию

Отчет аудиторской фирмы (Часть 2)

7. Аудит денежных средств

7.1. Аудит кассовых операций


В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению для информации о наличии и движении денежных средств в кассе организации предназначен счет 50 «Касса».

Порядок ведения кассовых операций в РФ утвержден Советом Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 г. № 40 (далее – Порядок).

В ходе аудита кассовых операций необходимо проверить и подтвердить:

- правильность оформления кассовой книги и первичных кассовых документов;

- соблюдение предприятием кассовой дисциплины;

- правильность применения контрольно-кассовой техники;

- правильность отражения в учете кассовых операций.

Проверка кассовых операций осуществлялась на основании следующих документов: кассовая книга, первичные кассовые документы (платежные ведомости на выдачу заработной платы, приходные ордера, расходные ордера и т.д.).


В ходе проверки было выявлено расхождение данных журнала ордера по счету 50, приходного кассового ордера с данными книги кассира-операциониста.

Согласно ПКО № 53 от 14.05.2009 г. в кассу предприятия поступили денежные средства в сумме 10 000 руб. от ООО «Викинг-С» за аренду гаражного бокса, при этом в книге кассира-операциониста указанная сумма выручки не отражена. Z-отчет за 14 мая 2009 г. также свидетельствует о поступлении выручки в сумме 10 000 руб.


Согласно п. п. 1 и 11 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 г. № 745, на всех контрольно-кассовых машинах (ККМ) в обязательном порядке применяется контрольная лента, по каждой ККМ ведется книга кассира-операциониста и другие документы.

В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. № 132, все записи в журнале кассира-операциониста ведутся ежедневно в хронологическом порядке. Основанием для записи являются снятые с кассовой техники Z-отчеты.

В данных обстоятельствах предприятию рекомендуется усилить контроль за выполнением требований законодательства о кассовых операциях.



7.2. Аудит операций по расчетным счетам


Согласно Плану счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях, предназначен счет 51 «Расчетные счета».


В ходе проверки были рассмотрены следующие документы:

  • платежные поручения;

  • банковские выписки и приложенные к ним оправдательные документы;

  • аналитические регистры бухгалтерского учета к счету 51 «Расчетный счет»;

  • главная книга;

  • бухгалтерская отчетность.

В процессе аудита операций по расчетному счету было проверено следующее:

  • своевременность отражения в учете оприходования денежных средств, полученных в обслуживающем банке, в кассу предприятия;

  • наличие в полном объеме банковских выписок, платежных поручений, подтверждающих произведенные операции с расчетного счета;

  • обоснованность перечисления авансов поставщикам и подрядчикам.


Замечания по порядку бухгалтерского учета операций по расчетному счету отсутствуют.



7.3. Аудит операций по валютным счетам


Проверкой выявлено, что в аудируемый период у Предприятия отсутствовали валютные счета, операции по счету 52 «Валютные счета» не проводились. Сальдо по указанному счету отсутствует.


7.4. Аудит операций по специальным счетам


Аудируемое предприятие в проверяемый период не осуществляло операций по специальным счетам, счет 55 «Специальные счета в банках» в учете Предприятия не использовался.


7.5. Аудит денежных средств в пути


В аудируемый период операции по счету 57 «Переводы в пути» не проводились. Сальдо по указанному счету отсутствует.


7.6. Аудит финансовых вложений


В аудируемый период операции по счету 58 «Финансовые вложения» не проводились.

8. Аудит расчетов

8.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами


В ходе аудита необходимо:

- проверить и подтвердить правильность оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;

- проверить правильность оформления первичных документов по поставке товаров и оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности.

В ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами существенных нарушений не выявлено.


8.2. Аудит резервов по сомнительным долгам


Предприятие не формирует резерв по сомнительным долгам.


8.3. Аудит расчетов по кредитам и займам

В процессе аудита было проверено следующее:

- правильность оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций по получению и возврату кредитов банка;

- целевое использование кредитов банка;

  • обоснованность установления и правильность расчета сумм платежей за пользование кредитами банков и их списание за счет соответствующих источников.


В ходе аудита расчетов по кредитам и займам нарушений не выявлено.


8.4. Аудит расчетов с бюджетом


В ходе аудита необходимо было проверить:

- правильность определения налогооблагаемой базы по налогам, исчисляемым и уплачиваемым предприятием;

- правильность применения налоговых ставок;

- правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;

- правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности.


8.4.1. Налог на добавленную стоимость


Проверка правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость производилась с учетом требований Налогового кодекса Российской Федерации, Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2.12.2000 г. № 914, а также других нормативных актов.

В ходе проверки было выявлено следующее.


1. Согласно п.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

П.п. 5 – 6 ст. 169 НК РФ предусмотрен строгий порядок заполнения счетов-фактур, в частности, приведен перечень всех необходимых реквизитов.

Предприятием принимается к вычету НДС по счетам-фактурам, оформленным с нарушениями указанного порядка.

Отметим, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушениями порядка, установленного п.п. 5 – 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В ходе проверки правильности оформления счетов-фактур, полученных за первое полугодие 2009 г., было выявлено, что предприятием принимаются к вычету НДС по счетам-фактурам, оформленным с нарушением указанного порядка, например, в счетах-фактурах № 00000009 от 09.06.2009 г. от ООО «Доркас» на сумму 11 525 руб. (в т.ч. НДС 1 758,06 руб.), № 174 от 24.06.2009 г. от ООО «Лесопарк» на сумму 4 270 руб. (в т.ч. НДС 651,36 руб.) не указаны наименование и адрес грузоотправителя.


1.1. В ряде случаев предприятие принимает к вычету НДС по счетам-фактурам на выполнение работ, оказание услуг, в строках 3 и 4 которых указываются данные грузоотправителя и грузополучателя. Например:

- счет-фактура № 31 от 26.06.2009 г. от ООО «ЭлектроТехСервис» на сумму 419 371 руб., в т.ч. НДС 63 971,85 руб.;

- счет-фактура № 080604210 от 19.06.2009 г. от МУП «Ульяновскводоканал» на сумму 12 862,01 руб., в т.ч. НДС 1 962 руб.;

- счет-фактура № 14470 от 18.06.2009 г. от ФГУ «Ульяновский ЦСМ» на сумму 16 917,62 руб., в т.ч. НДС 2 580,65 руб.


Постановлением Правительства РФ от 26.05.2009 № 451, которое вступило в силу 09 июня 2009, внесены изменения в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914. Установлено, что при выполнении работ, оказании услуг или передаче имущественных прав в строках 3 и 4 счета-фактуры, где указываются данные грузоотправителя и грузополучателя, должны ставиться прочерки. Ранее это подтверждалось разъяснениями Минфина и судебной практикой.


Предприятию рекомендуется во избежание конфликтов с налоговыми органами, которые ставят под сомнение обоснованность вычетов на основании счетов-фактур с неверным заполнением обязательных реквизитов, предпринять необходимые действия, направленные на получение от поставщиков счетов-фактур, оформленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах.


1.2. Предприятие принимает к вычету НДС по счетам-фактурам, в которых не в полном объеме указано наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг). Например, в счете-фактуре № 0000238 от 24.06.2009 г. от ООО «Ульяновскэнергоспецремонт» в графе 1 «Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг) указывается аббревиатура товара «БР 300.30.18».


Согласно пп.5 ст.169 НК РФ в счете-фактуре следует приводить конкретное наименование товаров, которое позволило бы их четко идентифицировать. Такое же требование содержится и в приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914. Поэтому одной лишь аббревиатуры в графе 1 счета-фактуры недостаточно.


Предприятию рекомендуется принять меры к устранению выявленных нарушений.


2. В ходе аудита было выявлено расхождение данных о начислении и принятии к вычету сумм НДС по данным декларации, книг продаж и покупок, главной книги.


Период

Источник данных

Всего НДС начислено

Всего НДС к вычету

1 квартал 2009 г.

Декларация

1 238 364

1 220 464

Книга продаж/покупок

1 238 364

1 220 464

декл. - кн.прод./пок.

0

0

Главная книга

1 238 364

1 220 464

декл. - гл. книга

0

0

2 квартал 2009 г.

Декларация

6 663 735

4 029 073

Книга продаж/покупок

6 685 308

4 029 073

декл. - кн.прод./пок.

-21 573

0

Главная книга

6 685 308

4 029 072

декл. - гл. книга

-21 573

1

Итого:

Декларация

7 902 099

5 249 537

Книга продаж/покупок

7 923 672

4 125 454

декл. - кн.прод./пок.

-21 573

1 124 083

Главная книга

7 923 672

5 249 537

декл. - гл. книга

-21 573

0



Предприятию рекомендуется выявить причину указанных расхождений.


3. В ходе аудита было выявлено, что предприятие ошибочно не полностью отразило в бухгалтерском учете поступление материалов, а также предъявило к вычету НДС в сумме, меньше указанной в счете-фактуре. Так, от ООО «Симснаб» поступили материалы на сумму 1 878 руб., в т.ч. НДС 286,47 руб. (товарная накладная № 1197 от 09.06.2009 г., счет фактура № 1891 от 09.06.2009 г.). При этом в бухгалтерском учете приобретение материалов отражено на сумму 1 158 руб. (в т.ч. НДС 176,64 руб.), к вычету предъявлен НДС в сумме 176,64 руб.


В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.

Согласно п.5 ст. 8 Федерального закона №129-ФЗ все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.


Таким образом, предприятие искажает данные бухгалтерского и налогового учета.


4. Встречаются случаи включения сумм НДС со стоимости железнодорожных билетов в расходы предприятия.

Согласно авансовому отчету № 145 от 06.06.2009 г. Барановым С.И. оплачены услуги железнодорожного транспорта в размере 1 796,20 руб., в том числе НДС 273,65 руб. При этом вся стоимость оказанных услуг включена в состав общехозяйственных расходов (бухгалтерская запись: Дт.26 Кт.71).


В соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком по расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, принимаемым в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, подлежат вычету.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании, в частности, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, в том числе проездных документов установленного образца.

Кроме того, в соответствии с п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. № 914, при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

Исходя из вышеизложенного для подтверждения права на применение налогового вычета необходимо наличие билета (проездного документа), в котором выделена отдельной строкой сумма налога на добавленную стоимость.


В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

В соответствии с п. 1 ст. 170 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ.

МНС России в Письме от 04.12.2003 г. № 03-1-08/3527/13-АТ995 указало, что в том случае, если в расчетных документах нет ссылки на предъявленные налогоплательщику суммы налога на добавленную стоимость, вся сумма, указанная в этих документах, включается в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.

Исходя из вышеизложенного, если в билетах, подтверждающих стоимость проезда работника из командировки к месту постоянной работы, нет указаний о предъявлении налогоплательщику к уплате суммы налога на добавленную стоимость, то данные расходы на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в полной сумме следует относить к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.



8.4.2. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)


Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц регламентирован главой 23 Налогового кодекса РФ.

В ходе проверки исчисления налоговой базы и уплаты налога в бюджет существенных нарушений не выявлено.


8.4.3. Налог на прибыль организаций


Целью аудита налога на прибыль является установление соответствия порядка исчисления налога на прибыль требованиям налогового законодательства.

Задачей аудита налога на прибыль является проверка:

- состояния синтетического и аналитического учета расчетов по налогу;

- формирования налоговой базы;

- определения доходов и расходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы;

- отражения текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

- отражения сумм отложенных налогов в бухгалтерской отчетности;

- классификации и раскрытия в финансовой отчетности с должной степенью детализации информации о расходах, текущих налоговых обязательствах, отложенных налоговых активах и обязательствах;

- полноты и своевременности уплаты налога на прибыль в бюджет.


Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в аудируемый период определен главой 25 Налогового кодекса РФ. В ходе аудита было отмечено следующее.


1. Предприятие включает в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, почтовые расходы по судебным искам, подтвержденные ненадлежаще заверенными копиями почтовых квитанций (оригиналы переданы в арбитражный суд). На копиях указанных документов проставлены лишь заверительная надпись «Копия верна» и подпись должностного лица (см., например, авансовый отчет № 16 от 03.03.2009 г. Крутова А.А.).


Предприятию следует учесть, что копия документа является надлежащим образом заверенной в следующих случаях:

- копии документов организации должны содержать совокупность реквизитов: удостоверительную надпись, подпись уполномоченного лица и печать организации (п. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 г. № 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан», в редакции Федерального закона от 08.12.2003 г. № 169-ФЗ; п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 г. «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 г. № 65-ст);

- верность копии засвидетельствована нотариусом или в случае его отсутствия уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.


Согласно п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Документально подтвержденными расходами признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Соблюдение принципа документальности требует в данном случае наличия оригиналов оправдательных документов, либо заверенных в установленном порядке их копий. В результате несоблюдения принципов документированности расходов предприятие занижает налоговую базу по налогу на прибыль.


2. В ходе аудита выявлено, что путевые листы на предприятии оформлены ненадлежащим образом.

Например, в путевых листах № 69 от 01.06.2009 г. на автомобиль ВАЗ (Н045ОХ), № 120 от 03.06.2009 г. на автомобиль ГАЗ (Н259НО) отсутствуют подпись диспетчера-нарядчика при возвращении автомобиля; в путевых листах № 55 от 01.06.2009 г. на автомобиль Хендай (О377УА), № 211 от 14.06.2009 г. на автомобиль ВАЗ (Р077ОТ) отсутствует подпись водителя при сдаче автомобиля.


Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Необходимым условием для включения затрат на ГСМ в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль и подтверждающие производственные цели эксплуатации автомобиля, является наличие правильно оформленных путевых листов. Расчет стоимости ГСМ, учитываемой в составе расходов, следует производить исходя из данных, содержащихся в путевых листах каждой единицы автотранспорта и составляемых в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

Путевые листы, оформленные ненадлежащим образом, не могут служить документами, соответствующими законодательству РФ, что означает неправомерность включения расходов, подтверждаемых такими документами, в состав уменьшающих налогооблагаемую прибыль.


3. В ходе проверки было выявлено, что на предприятии имеют место случаи включения в расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, стоимости питьевой воды.

В данной ситуации аудиторы предупреждают о возможности возникновения споров с налоговыми органами на предмет правомерности включения данных затрат в состав расходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. К тому же в ходе аудита было выявлено, что органами Санэпиднадзора был проведен анализ качества воды, поставляемой по водопроводу в помещения Предприятия, на предмет ее соответствия ГОСТу и дано заключение о ее соответствии нормам. Данный факт может послужить весомым основанием для исключения подобных затрат из расходов, учитываемых в целях налогообложения.

Рекомендуем предприятию не учитывать данные расходы в целях налогообложения.


8.4.4. Транспортный налог


Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен главой 28 НК РФ. Данный налог вводится в действие законами субъектов РФ. Законом Ульяновской области от 15.11.2002 г. № 056-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области». В ходе проверки нарушений не выявлено.



8.4.5. Налог на имущество организаций


В ходе проверки налога на имущество организаций нарушений не выявлено.


Категория: Информация подлежащая раскрытию | Добавил: serega_ul (14.05.10)
Просмотров: 1102 | Рейтинг: 0.0/0