Главная » Статьи » Раскрытие информации » Информация подлежащая раскрытию

Отчет аудиторской фирмы (Часть 3)

8.5. Аудит расчетов по оплате труда и единому социальному налогу


При аудите расчетов по оплате труда было проверено следующее:

- соблюдение трудового законодательства (оформление сотрудников при приеме и увольнении, учет рабочего времени);

- ведение синтетического и аналитического учета по счету 70 «Расчеты по оплате труда».

В ходе аудита оплаты труда было выявлено следующее.


1. В ходе проверки были выявлены расхождения данных Расчета авансовых платежей по ЕСН за первое полугодие 2009 г. с данными Расчетной ведомости по средствам ФСС.

Так, показатель строки 0700 Расчета авансовых платежей по ЕСН «Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за счет средств ФСС» составляет 17 401 руб., тогда как аналогичный показатель Расчетной ведомости по средствам ФСС (раздел 1, табл. 2, строка 13) равен 17 813,29 руб. Расхождение составляет 412,75 руб. (сумма проиндексированного с 01.01.2009 г. единовременного пособия из ФСС).

Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, соответствуют данным расчетной ведомости по средствам ФСС.


В соответствии с Приказом Минфина РФ от 09.02.2007 г. № 13н «Об утверждении формы Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и порядка ее заполнения» строка 0700 заполняется налогоплательщиком на основании данных о фактически произведенных расходах на цели государственного социального страхования физических лиц нарастающим итогом с начала года и до окончания отчетного периода.

Сумма этих расходов соответствует аналогичному показателю расходов на цели обязательного социального страхования, заполняемому налогоплательщиком за тот же период в Расчетной ведомости по средствам ФСС РФ, представляемой в исполнительный орган данного фонда.


Предприятию рекомендуется устранить данное нарушение путем сдачи уточненного Расчета авансовых платежей по ЕСН за первое полугодие 2009 г.


2. В проверяемом периоде предприятие начислило единый социальный налог на выплаты работникам в виде материальной помощи, начисленной Косовой Т.С. в честь юбилея в сумме 1 000 руб. (приказ № 81 от 13.05.2009 г.), в связи с лечением Сеземову А.М. в сумме 1 000 руб. (приказ № 97 от 25.06.2009 г.). Данные суммы также включаются в состав расходов на оплату труда по налогу на прибыль. В бухгалтерском учете предприятия начисленные суммы материальной помощи отражены по дебету счетов учета затрат (20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»).


Следует отметить, что на основании п.23 ст.270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм начисленной материальной помощи работникам.

Согласно п.3 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Следовательно, выплаты в виде материальной помощи по различным основаниям не должны включаться в налоговую базу по ЕСН.

В бухгалтерском учете суммы материальной помощи признаются прочими расходами организации в соответствии с п. п. 2, 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н. Начисленные суммы материальной помощи отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».


Таким образом, предприятие завысило расходы для целей налогообложения на суммы указанных выше выплат и сумму начисленного ЕСН.


3. В ходе аудита было выявлено, что 28 апреля 2009 г. истек срок действия Коллективного договора, при этом процедура продления срока действия осуществлена не была. Пунктом II Коллективного договора указывается, что Коллективный договор принят 28.04.2006 г. сроком на 3 года и до заключения нового договора.


Согласно ст. 43 ТК РФ коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Таким образом, положение о том, что Коллективный договор действует до заключения нового договора без инициирования процедуры продления срока его действия, является не правомерным.

Статьей 255 НК РФ установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.


В результате тот факт, что срок действия Коллективного договора предприятия истек 28 апреля 2009 г. и процедура его продления осуществлена не была, ведет к возможным налоговым рискам, в частности, ряд начислений работникам может быть не учтен в составе расходов на оплату труда работодателя.

4. Предприятие начисление пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, выходного пособия оформляет следующей бухгалтерской записью: Дт 91 Кт 70.


Отметим, что суммы пособия по временной нетрудоспособности, начисленного за счет средств организации, выходного пособия признаются расходом по обычным видам деятельности и отражается по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н, Инструкция по применению Плана счетов).


Таким образом, предприятию начисление пособия во временной нетрудоспособности необходимо отражать проводкой: Дт 20, 25, 26 Кт70.


5. Предприятие за период нахождения работников в командировке в 2009 г. выплачивало им заработную плату в обычном порядке, согласно штатному расписанию.


В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Расчет среднего заработка в данном случае следует производить в соответствии со ст.139 ТК РФ с учетом Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922.

Согласно указанным нормативным документам расчет средней заработной платы работника за время командировки производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.


Учитывая изложенное, предприятие должно производить расчет заработной платы за период нахождения работника в командировке исходя из средней заработной платы. Выявленное нарушение приводит к искажению расходов на оплату труда предприятия, учитываемых при расчете налога на прибыль.


6. В ходе проверки было выявлено нарушение методики расчета пособия по временной нетрудоспособности.

Предприятие осуществляет начисление оплаты за работу в выходные и праздничные дни двумя равными частями, именуя их как доплата и оплата работы в праздничные и выходные дни.

При расчете пособия по временной нетрудоспособности предприятие не включает в сумму фактически начисленной заработной платы за расчетный период одну из равных частей оплаты работы в выходные и праздничные дни.

Например, согласно листку нетрудоспособности БФ5227828 от 01.06.2009 г. Гусманов Р.Р. находился на больничном с 14.05.2009 г. по 01.06.2009 г. При этом в фактически начисленную заработную плату за ноябрь 2008 г. не включается одна из равных частей оплаты работы в выходные и праздничные дни в сумме 4 391,57 руб., за октябрь 2008 г. – 3 496,99 руб., за сентябрь 2008 г. – 2 521,08 руб., за август 2008 г. – 2 195,79 руб.


В соответствии с п. 2 Положения «Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. № 375, в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ в соответствии с главой 24 части второй НК РФ. К указанным выплатам относится, в том числе, оплата работы в выходные и праздничные дни.

Таким образом, предприятие занижает причитающиеся работникам суммы пособий по временной нетрудоспособности.

Предприятию рекомендуется устранить данное нарушение.



8.6. Аудит расчетов с подотчетными лицами


В ходе проведения аудита расчетов с подотчетными лицами выявлено следующее.


1. В ходе аудита расчетов с подотчетными лицами были выявлены случаи принятия к учету авансовых отчетов, оформленных ненадлежащим образом.

Например:

- в авансовых отчетах № 27 от 16.02.2009 г. Гайнищева А.Ю., № 36 от 25.02.2009 г. Никишина Г.М., № 122 от 28.05.2009 г. Зотова В.А. – отсутствует подпись подотчетного лица;

- в авансовом отчете № 53 от 25.03.2009 г. Зайнуллиной Н.И. – отсутствует подпись главного бухгалтера.

Согласно п.2 ст.9 Федерального закона №129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, с указанием всех предусмотренных реквизитов. Следовательно, первичные документы, в которых отсутствуют какие-либо обязательные реквизиты, не могут быть приняты к учету.

Предприятию рекомендуется устранить вышеуказанные недостатки в оформлении авансовых отчетов.


2. В ходе аудита выявлено, что работниками предприятия по возвращении из командировок не представляется отчет о выполненной работе в командировке.


Согласно п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 г. № 749, работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней, в частности, авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и отчет о выполненной работе в командировке, согласованный с руководителем структурного подразделения работодателя, в письменной форме.


В силу п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.


Таким образом, подтверждением производственного характера командировки является, в частности, отчет о выполненной работе. В результате предприятие завышает расходы, учитываемые при налогообложении прибыли.


3. Предприятие в период с января по май 2009 г. суммы суточных свыше 100 руб. не включает в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. В бухгалтерском учете суммы суточных свыше 100 руб. отражаются по дебету счета 91-2 «Прочие расходы».

Так, согласно авансовому отчету № 26 от 16.02.2009 г. и командировочному удостоверению № 3 от 11.02.2009 г. Никишин Г.М. был направлен в служебную командировку на 3 дня в г. Москва. На основании приказа № 2/1 от 09.01.2008 г. работникам, направляемым в служебные командировки, в частности, в г. Москва суточные выдаются в размере 500 руб. В состав общехозяйственных расходов по указанному авансовому отчету предприятием включена сумма суточных в размере 300 руб. (100 руб. * 3 дн.), в состав прочих расходов – 1 200 руб. (400 руб. * 3 дн.).


Согласно пп. «а» п. 13 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 158-ФЗ из абз. 4 пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ исключены ограничения, касающиеся отнесения на расходы для целей налогообложения сумм суточных в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ.

Таким образом, с 2009 г. в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ суточные и полевое довольствие, выплачиваемые командируемым работникам, организации вправе учитывать в расходах в размере фактических затрат (т.е. полностью).


В соответствии с п. п. 5, 7, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н, командировочные расходы (в данном случае суточные) являются расходами по обычным видам деятельности и признаются на дату утверждения руководителем организации авансового отчета.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов командировочные расходы учитываются по дебету счетов учета затрат (26 «Общехозяйственные расходы», 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и др.) в корреспонденции с кредитом счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».


В результате предприятие искажает данные бухгалтерского и налогового учета.



8.7. Аудит расчетов с учредителями (участниками)


В ходе аудита расчетов с учредителями (участниками) необходимо проверить и подтвердить наличие документального оформления, соответствия законодательству и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета операций с учредителями (участниками).


В аудируемый период Предприятие производило расчеты с учредителями по выплате дивидендов. Нарушений при отражении операций по счету 75 «Расчеты с учредителями» не выявлено.


8.8. Аудит расчетов по претензиям и возмещению материального ущерба


В ходе аудита расчетов по претензиям и возмещению материального ущерба следует:

- проверить своевременность предъявления претензий вследствие нарушения договорных обязательств, за пропажу и недостачу груза в пути и т.д.;

- подтвердить законность списания претензионных сумм на издержки производства и финансовые результаты;

- проверить расчеты по недостачам, растратам и хищениям.


В ходе аудита было выявлено, что в результате выявленного в ходе проверки факта отсутствия зимних автомобильных шин из заработной платы Писалева В.В. был удержан материальный ущерб в сумме 1 935 руб. При этом удержание материального ущерба в учете предприятия было оформлено следующей записью: Дт.70 Кт.94


Согласно Инструкции по применению плана счетов стоимость недостающих материалов отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Для обобщения информации о расчетах с работником по возмещению материального ущерба предназначен счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». В данном случае сумма, подлежащая взысканию с работника, отражается по дебету счета 73, субсчет 73-2, в корреспонденции с кредитом счета 94. Погашение задолженности работника путем удержания из заработной платы отражается по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции с кредитом счета 73, субсчет 73-2.


По вопросу восстановления НДС с суммы выявленной недостачи следует отметить, что позиция контролирующих органов на протяжении нескольких лет остается неизменной - в данном случае следует руководствоваться пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ и сумму налога необходимо восстанавливать в том периоде, в котором имущество списывается (Письма Минфина России от 29.01.2009 г. № 03-07-11/22, от 15.05.2008 г. № 03-07-11/194, от 07.12.2007 г. № 03-07-11/617, от 22.11.2007 г. № 03-07-11/579, от 14.08.2007 г. № 03-07-15/120, от 31.07.2006 г. № 03-04-11/132).

Однако позиция чиновников о необходимости восстановления НДС является спорной. Перечень случаев восстановления НДС установлен пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ. Этот перечень является исчерпывающим, и в нем не указаны такие основания, как уничтожение, порча, хищение имущества и т.п. Кроме того, списание товаров по указанным причинам не предполагает их дальнейшего использования для каких бы то ни было операций (в том числе для операций, перечисленных в п. 2 ст. 170 НК РФ), так как они в принципе перестают использоваться. Значит, при наступлении указанных событий налог пересчитывать не надо. Такую точку зрения также подтверждают судебные инстанции.


Таким образом, предприятием искажены обороты по счетам бухгалтерского учета. Предприятию рекомендуется учесть данное замечание.


8.9. Аудит внутрихозяйственных расчетов


Поскольку у аудируемого предприятия отсутствуют обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» не используется в рабочем плане счетов бухгалтерского учета.


9. Аудит уставного, резервного, добавочного капитала, нераспределенной прибыли


В ходе аудита необходимо проверить и подтвердить наличие документального оформления, соответствия законодательству и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета операций с капиталом Предприятия.


В ходе аудита установлено, что сальдо счета 80 «Уставный капитал» в учете Предприятия соответствует величине уставного капитала, указанной в учредительных документах (1 216 200 руб.).


Величина резервного капитала, отраженная на счете 82 «Резервный капитал», соответствует условиям устава Предприятия (50% уставного капитала общества) и Федерального закона «Об акционерных обществах».


При аудите уставного, резервного капитала и нераспределенной прибыли существенных нарушений не выявлено.


10. Аудит целевого финансирования


В ходе аудита установлено, что операции по счету 86 «Целевое финансирование» в аудируемый период отсутствуют.


11. Аудит формирования финансовых результатов


В ходе аудита формирования финансовых результатов необходимо:

- установить правильность определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг;

- проанализировать правильность учета прочих доходов и расходов;

- оценить правильность и обоснованность распределения чистой прибыли.


В ходе проверки выявлено следующее:


1. Проверкой выявлено, что в учете Предприятия имеется входящее сальдо, числящееся по счету 99 «Прибыли и убытки» по состоянию на 01.01.2009 г. в сумме 10 719,65 руб. По данному вопросу аудиторы сообщают следующее.

В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению ежегодно при реформации баланса сальдо, накопленное по счету 99 «Прибыли и убытки», должно переноситься на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Таким образом, сальдо по счету 99 на начало года говорит о неполной реформации баланса и искажении величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) прошлого года.

Предприятию рекомендуется учесть данное замечание и не допускать его в дальнейшем.


2. В ходе проверки были выявлены случаи отражения на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» сумм пеней за нарушение законодательства о налогах и сборах.

На основании Инструкции по применению Плана счетов суммы причитающихся налоговых санкций должны отражаться по дебету отдельного субсчета счета 99 «Прибыли и убытки» («Платежи из прибыли, оставшейся после исчисления налога на прибыль») в корреспонденции с кредитом счетов 68, 69.

Поскольку суммы штрафа и пени не участвуют в формировании показателя бухгалтерской прибыли, с которого начисляется условный расход по налогу на прибыль (п. 20 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н), у Предприятия не возникает необходимости в отражении взаимосвязи показателей бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли.

Таким образом, суммы причитающихся налоговых санкций Предприятию рекомендуется отражать на отдельном субсчете счета 99 «Прибыли и убытки».



12. Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям

действующего законодательства


Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства включает в себя следующее:

  • проверка состава и содержания форм бухгалтерской отчетности, увязки ее показателей;

  • выражение мнения о достоверности показателей отчетности во всех существенных отношениях;

  • проверка правильности оценки статей отчетности;

  • предложение о внесении (при необходимости) изменений в отчетность на основе оценки количественного влияния на ее показатели существенных отклонений, выявленных в процессе аудита;

  • проверка правильности формирования сводной (консолидированной) отчетности.


В ходе аудита были изучены следующие документы: главная книга предприятия, бухгалтерская (финансовая) отчетность, ряд бухгалтерских регистров и др.

В ходе аудита были высказаны следующие замечания:


1. В ходе аудита правильности формирования показателей формы № 1 «Бухгалтерский баланс» проверка руководствовалась учетными данными предприятия (без учета замечаний, высказанных в настоящем отчете). По результатам проверки было отмечено следующее:


1.1. В ходе проверки было выявлено, что показатель строки 623 «Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами» бухгалтерского баланса равен сальдо, отраженному по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Отметим, что по строке 623 «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами» должна отражаться сумма задолженности по отчислениям в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации (в том числе платежи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний); фонды обязательного медицинского страхования.

По строке 624 «Задолженность по налогам и сбором» должна отражаться задолженность Предприятия по расчетам с бюджетом по налогам, сборам, включая налог на доходы физических лиц с работников и платежи по единому социальному налогу в федеральный бюджет.

Таким образом, показатели строк 623 и 624 бухгалтерского баланса были искажены на величину, равную кредиторской задолженности по ЕСН в федеральный бюджет на начало и на конец отчетного периода.

Предприятию рекомендуется учесть данное замечание при составлении годовой бухгалтерской отчетности.


Иных нарушений при заполнении бухгалтерского баланса не выявлено, однако Предприятию рекомендуется учесть другие замечания, описанные в настоящем отчете.


2. В ходе аудита правильности формирования показателей Отчета о прибылях и убытках (форма № 2) проверка руководствовалась учетными данными предприятия (без учета замечаний, высказанных в настоящем отчете). По результатам проверки были высказаны следующие замечания:


2.1. Пени по налогам, уплаченным в связи с нарушением законодательства о налогах и сборах, были отражены в составе прочих расходов по строке 100 «Прочие расходы» отчета о прибылях и убытках.

Отметим, что суммы начисленных штрафных санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах не формируют прочие расходы организаций и при раскрытии в форме № 2 информации о формировании чистой прибыли (убытка) отчетного периода должны отражаться по отдельной строке (после строки «Текущий налог на прибыль»).


2.2. При заполнении Ф.№ 2 акционерные общества должны отражать в справочном разделе в отдельных строках базовую и разводненную прибыль (убыток) на одну акцию.

В ходе проверки было установлено, что предприятие не производило расчет базового и разводненного убытка на одну акцию.

При расчете этих показателей предприятию следует руководствоваться Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденными Приказом Минфина России от 21.03.2000 г. № 29н.


13. Аудит забалансовых счетов


В ходе аудита необходимо проверить и подтвердить правомерность применения (неприменения) предприятием забалансовых счетов бухгалтерского учета. В результате проведенной проверки выявлено следующее.


1. В ходе проверки было выявлено, что списанная кредиторская задолженность в связи с истечением срока исковой давности была отражена по кредиту счета 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные».

Отметим, что в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» предназначен для обобщения информации о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям (лицам).

Таким образом, списанная кредиторская задолженность не является по своей сути полученной гарантией в обеспечение выполнения обязательств и платежей и не подлежит отражению на счете 008.

Планом счетов и Инструкцией по его применению отражение списанной кредиторской задолженности на забалансовом счете не предусмотрено.

Отметим, что данное нарушение привело также к искажению раздела «Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах» бухгалтерского баланса.

Предприятию рекомендуется устранить данное нарушение.


Категория: Информация подлежащая раскрытию | Добавил: serega_ul (14.05.10)
Просмотров: 1927 | Рейтинг: 0.0/0